С 2020 года на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 ”Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году“ в Витебской области реализуется республиканский экспериментальный проект ”Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования“.

В г. Витебске данный проект реализуется на базе государственного учреждения образования ˮГимназия № 1 г. Витебска имени Ж.И.Алфёрова“.

Общей целью проекта выступает создание дружественной и поддерживающей среды в учреждении образования.

          Задачи проекта направлены на:

содействие осмыслению проблемы насилия в школьной среде, его последствий;

переход к применению методов воспитания и обучения, базирующихся на уважении достоинства, свободы и прав другого человека;

формирование личностных и социальных навыков дружественного взаимодействия и партнерства в межличностных отношениях.

Внедрение проекта будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения участников образовательного процесса.

Данный процесс рассчитан на 5 лет  и включает
в себя 9 этапов:

1) предварительный, ознакомительный  (сентябрь 2020 –
ноябрь 2020).

2) ориентационный этап, введение участников образовательного процесса в экспериментальную ситуацию о проблеме насилия (декабрь 2020 – февраль 2021).

3) этап подготовки участников экспериментальных команды гимназии (март 2021 – июнь 2021).

4) этап создания системы противодействия насилию в гимназии (сентябрь 2021 – июнь 2022).

5) этап создания гимназической системы расширения возможностей дружественной и поддерживающей среды (сентябрь 2022 – июнь 2023).

6) этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью (сентябрь 2023 – декабрь 2023).

7) этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся (январь 2024 – июнь 2024).

8) этап обеспечения психологической безопасности в учреждениях образования (сентябрь 2024 – июнь 2025).

9) этап разработки методических рекомендаций (январь 2024 – июнь 2025).

Проект реализовывается при непосредственном участии ментора – внештатного участника образовательного процесса, Курчатовой Анастасии Витальевны, педагога-психолога основного отдела комплексной реабилитации Витебского областного социально-педагогического центра.

За период реализации проекта участниками образовательного процесса освоены основы экспериментально-образовательного взаимодействия, базовые способы экспериментальной работы, сформировано благоприятное общественное мнение по программе экспериментальной работы, создано экспериментальное сообщество.

В настоящее время осуществляется формирование устойчивой системы противодействия буллингу.

Наиболее эффективными и результативными технологиями являются игровые, которые позволяют организовать плавное погружение учащихся, педагогов, родителей в существующие проблемы.

В игре участники учатся управлять собой, своими эмоциями, осваивают различные роли в разнообразных социальных ситуациях, применяют имеющийся жизненный опыт и приобретают новый.

Реализация экспериментального проекта ”Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования“ способствует формированию устойчивой комфортной и безопасной образовательной обстановки для всех участников образовательного процесса.